Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

№ 7 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Внешняя политика

Перспективы участия Канады в многосторонних объединениях в Индо-Тихоокеанском регионе

Володин Д.А.

Аннотация

В последние несколько лет Канада стремится расширить военно-политические и экономические связи со странами Индо-Тихоокеанского региона (ИТР) и играть там более активную роль. В качестве одного из средств достижения этой цели канадские политики и эксперты рассматривают участие их страны в различного рода альянсах и партнёрствах, которые появились в ИТР в последние годы. Наибольшее внимание Канады сосредоточено на военно-технологическом партнёрстве АУКУС, образованном в 2021 году Австралией, Великобританией и Соединёнными Штатами. Канада хочет участвовать во втором компоненте этого партнёрства – разработке новых военных технологий. Гораздо меньший интерес Канада проявляет к участию в Четырёхстороннем диалоге по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, QUAD / «Квад», «четвёрка»). Интерес Канады к участию в «Квад» особенно снизился после создания АУКУС. Канада также хочет участвовать в Индо-Тихоокеанском экономическом рамочном соглашении (ИТЭРС), однако в этом случае инициатива исходит не столько со стороны канадского правительства, сколько от канадского крупного бизнеса. Определённые перспективы открываются для Канады благодаря её участию в разведывательном альянсе «Пять глаз». Возможный приём в этот альяне Японии превратит его из англосаксонского в тихоокеанский. С началом второго президентского срока Д. Трампа участие Канады в деятельности многосторонних структур в ИТР серьёзно затруднено. С одной стороны, в условиях резкого обострения отношений между Вашингтоном и Оттавой членство в региональных альянсах, ориентирующихся на США, потеряло для Канады былую привлекательность. С другой стороны, администрация Д. Трампа также не будет рассматривать Канаду в качестве желательного партнёра в таких региональных альянсах. Приём Канады в такие структуры противоречит самой логике Трампа, что Канада должна стать 51-м американским штатом. Ещё один фактор, который затрудняет участие Канады в деятельности многосторонних структур в ИТР, – это кризис в её отношениях с Индией, которая входит во многие такие структуры и обладает огромным влиянием в регионе.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):5-13
pages 5-13 views

Индийский курс новой администрации США в контексте американо-китайского соперничества

Уянаев С.В.

Аннотация

Прошедший в феврале 2025 года визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Вашингтон, состоявшийся менее чем через месяц после индугурации 47-го президента США, привлёк заметное внимание политиков и экспертов. В фокусе оценок были перспективы отношений двух крупнейших демократий мира в период второй каденции Дональда Трампа. Комментаторы в очередной раз анализировали мотивы и приводные ремни динамично развивающихся американо-индийских связей, причём не последнее место в этом ряду вновь было отведено «китайскому фактору». Диалог с Нью-Дели соизмеримо важен и для Вашингтона, и для Пекина, в том числе с точки зрения воздействия на нынешнее состояние и будущее самих китайско-американских отношений. Их обоснованно называют самыми важными отношениями в мире, но именно они в последние без малого десять лет наполняются растущей напряжённостью и конкуренцией. В виртуальном треугольнике «США – КНР – Индия» объективно сложилась ситуация, когда каждый «угол» так или иначе воздействует на отношения двух других между собой. В частности, существует очевидная взаимозависимость американо-китайской и американо-индийской линий, когда турбулентность на первой из них вызывает повышенную динамику на другой. Об этом говорит тот факт, что с середины 2010-х годов, в том числе в период первого президентства Д. Трампа, в связях между США и Индией происходил ускоренный рост, который показательно пришёлся на период усиления китайско-американского соперничества. Как показывают события первых месяцев 2025 года, среди встречных мотивов развития американо-индийского диалога фактор совместного «балансирования китайского вызова» будет по-прежнему занимать своё место.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):14-24
pages 14-24 views

Влияние политики президента США Трампа на американо-китайские отношения

Морозов Ю.В.

Аннотация

В первый и второй срок на посту президента США у Д. Трампа сформировались приоритеты в вопросах политики и экономики, которые противоречат интересам КНР, важного торгового партнёра США. Несмотря на это, Трамп усиливает давление на Китай, чтобы сдержать рост его могущества. В ответ Пекин принимает контрмеры. Это оказывает влияние не только на взаимоотношения США и Китая, но и на систему международных отношений, которая в настоящее время выглядит как «неравнобедренный стратегический треугольник», на одной из вершин которого находятся сторонники многополярности международных отношений во главе с Москвой и Пекином, на другой – приверженцы монополярности во главе с Вашингтоном, а на третьей – государства, придерживающиеся нейтралитета. При этом влияние Вашингтона на международные дела становится менее устойчивым, как и альянсы, которые он возглавляет, сочетают в себе элементы конкуренции с Соединёнными Штатами и сотрудничества с другими центрами силы, включая Китай. При этом Пекин стремится избежать ухудшения отношений с Вашингтоном, однако шансы на это невелики. Такая ситуация подтверждается анализом политики Трампа в отношении КНР и других государств мира, а также реакцией Пекина на эту политику. Таким образом, отношения двух ведущих держав в мире в ближайшей перспективе будут сложными.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):25-34
pages 25-34 views

Вопросы глобальной безопасности

Евразийская система безопасности как фактор нейтрализации квазисоюзов США в Индо-Тихоокеанском регионе

Клименко А.Ф.

Аннотация

В настоящей статье исследуются вопросы безопасности в Евразии. На фоне развивающейся здесь ситуации, связанной с проводимой Россией специальной военной операцией (СВО) по принуждению Украины к миру, Соединённым Штатам Америки удалось консолидировать ЕС и НАТО. Это позволило им на завершающем этапе операции переложить ответственность за ход и исход украинского кризиса на своих западноевропейских союзников. Одновременно Вашингтон обеспечил себе возможность сосредоточиться на Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР) против набирающей экономическую и военную мощь КНР. В стремлении не допустить доминирования Китая в Евразии, США в противовес сложившимся в АТР структурам международного сотрудничества приступили к созданию Индо-Тихоокеанской архитектуры безопасности на основе Квал, АУКУС и других так называемых квазисоюзов. Параллельно Вашингтон пытается разрушить партнёрские отношения Пекина с ведущими евразийскими странами, в частности, с Россией, Индией, Ираном. Односторонние меры США по «перестройке» архитектуры безопасности в ИТР на основе квазисоюзов, направленных против Китая и России, обусловливают необходимость принятия мер по их нейтрализации с целью обеспечения региональной стабильности. Инициативу президента России В.В. Путина по формированию новой системы евразийской безопасности можно рассматривать в качестве одного из шагов в этом направлении. Россия, будучи участником многих евразийский объединений, в частности, ШОС, ОДКБ, СВМДА и др., совместно с Китаем способны продвигать глобальные инициативы в интересах укрепления мира и сотрудничества в Евразии и могут сыграть ведущую роль в формировании всеобъемлющей системы обеспечения безопасности в Евразии. Цель настоящего исследования – на основе анализа эффективности существующих в Евразии систем безопасности определить возможные пути их модернизации с последующей трансформацией в комплексную систему евразийской безопасности, способную обеспечить региональную стабильность в условиях коренных преобразований в мире и строительства нового миропорядка.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):35-46
pages 35-46 views

Подходы США и Японии к обеспечению кибербезопасности

Мотявин М.М.

Аннотация

Исторически сложилось, что Токио полностью полагается на Вашингтон в рамках развития своих кибервозможностей. Двустороннее взаимодействие формировалось сначала как улучшение функциональной совместимости, затем акцент сместился на киберугрозы. Сегодня Япония кардинально пересматривает свою стратегию обеспечения кибербезопасности, предполагая наступательные действия в оборонительных целях и стремясь копировать американский подход.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):47-57
pages 47-57 views

Американо-китайские противоречия относительно правового статуса международного воздушного пространства

Гудев П.А.

Аннотация

Американо-китайское противостояние затрагивает не только вопросы трактования и имплементации норм и положений международного морского права и прежде всего Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Оно касается и правового статуса воздушного пространства, на которое прибрежное государство не может распространить свой суверенитет и где предполагается абсолютная свобода полётов, как гражданских бортов, так и военной авиации. Однако Пекин планомерно пытается ограничить присутствие американской, прежде всего разведывательной, авиации у своих государственных границ, рассматривая такую деятельность как непосредственную угрозу национальной безопасности. Для этого могут быть использованы вполне легальные механизмы, такие как зоны идентификации ПВО (ЗИ ПВО) или же районы полётной информации (РПИ). Однако разное понимание прав и полномочий в их пределах со стороны США и КНР ведёт к усилению конфликтности, что в предшествующие годы становилось причиной серьёзных инцидентов.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):58-69
pages 58-69 views

Геополитика

«Треугольник» Китай – США – Россия в Арктике: геополитический и геоэкономический аспекты

Петровский В.Е.

Аннотация

Проблема взаимоотношений в рамках «стратегического треугольника» США – Китай – Россия в последние годы распространяется и на Арктический регион. Отношения в рамках «треугольника» характеризуются определённым балансом соперничества и сотрудничества в сферах геополитики и геоэкономики, при котором вопросы безопасности и экономики тесно переплетены и влияют друг на друга, что становится очевидным при анализе каждой из его двусторонних «осей» – китайско-американской, российско-американской и российско-китайской. Взаимодействие РФ и КНР по освоению Арктического региона – важный аспект российско-китайских отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия. Россия и Китай становятся всё более близкими стратегическими партнёрами, и Арктика, в числе прочих сфер, постепенно превращается для них в арену потенциального долгосрочного сотрудничества. Американо-китайская ось «стратегического треугольника» США – Китай – Россия характеризуется отчётливо выраженным соперничеством, при наличии латентных и не реализованных в полной мере возможностей сотрудничества. При этом импульс к соперничеству исходит исключительно от американской стороны и основывается на стремлении к лидерству и доминированию в Арктике, а не на реальном восприятии вызовов и угроз. Политика США в Арктике при Трампе, скорее всего, по-прежнему будет строиться на стратегическом соперничестве великих держав в качестве основной стратегической линии, подчёркивая приоритет и доминирование США. Американо-российские отношения в Арктике также отличаются соперничеством, при том, что в ходе начавшегося российско-американского диалога по вопросам украинского урегулирования в общем контексте нормализации американо-российских отношений, становятся более очевидными возможности экономического сотрудничества сторон в Арктическом регионе.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):70-79
pages 70-79 views

Идеи и концепции

Дискуссии в КНР о минилатерализме и роли квазисоюзов в американо-китайском противостоянии

Скосырев В.А.

Аннотация

Характерная черта американской стратегии сдерживания Китая – использование небольших альянсов с привлечением 3–4 государств для его экономической и технологической изоляции и военного окружения. В отечественной и зарубежной науке хорошо изучены возглавляемые США мини-союзы – «Квад» – Четырёхсторонний диалог по безопасности (Quadrilateral Security Dialogue, QUAD), AVKYC (AUKUS), различные трёхсторонние связки. В меньшей степени разработана проблематика китайских подходов к минилатерализму и его роли в американо-китайском противостоянии. Настоящая статья восполняет данный пробел. С помощью контент-анализа научных публикаций на китайском языке выявлены контекст и коннотация использования термина «минилатерализм». Описаны подходы исследователей из КНР к изучению мотивации стран, участвующих в возглавляемых США минилатеральных группировках, и эволюции американской стратегии по использованию мини-альянеов для сдерживания Китая. Представлены китайские оценки перспектив минилатеральной стратегии США в период второго президентства Д. Трампа и возможных ответных действий КНР. Поставлен вопрос о наличии у Китая собственной минилатеральной стратегии. Сделан вывод, что минилатеральная стратегия США видится в КНР одновременно вызовом для китайской внешней политики и симптомом упадка американоцентричного миропорядка.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):111-122
pages 111-122 views

Экономика

Инвестиции Китая в США в контексте американо-китайского соперничества

Хорошилов Е.Е.

Аннотация

В условиях обострения американо-китайских противоречий особое беспокойство США вызывают технологический рывок Китая, огромный отрицательный баланс двусторонней торговли, рост китайских инвестиций за рубежом. Превращение КНР в одного из ведущих мировых экспортёров капитала Вашингтон воспринимает как серьёзную угрозу. Вывоз прямых иностранных инвестиций позволяет Китаю получать доступ к новейшим технологиям, обеспечивает ему контроль над стратегически важными запасами минеральных ресурсов и инфраструктурными проектами в других странах, укрепляет китайское политическое влияние в различных регионах мира. Что касается экспорта китайского капитала в США, то растущее соперничество между Вашингтоном и Пекином нашло своё отражение в следующих основных тенденциях. Во-первых, в резком сокращении китайских вложений в американские государственные ценные бумаги: доверие к ним в КНР как к надёжному активу подорвано. Во-вторых, в постепенном уменьшении китайских прямых иностранных инвестиций в США. С одной стороны, это связано с тем, что Вашингтон относится к капиталовложениям из Китая с растущим подозрением и всё больше склонен ограничивать их по соображениям национальной безопасности. С другой стороны, и для китайского государства, и для инвесторов эти инвестиции становятся менее привлекательными из-за возросших политических рисков. Всё это вместе взятое, наряду с падением доли Китая во внешней торговле США, свидетельствует о достаточно интенсивном процессе разъединения американской и китайской экономик. Кроме того, в отношении инвестиций из Китая Соединённые Штаты стремятся распространить свою юрисдикцию на третьи страны, препятствуя экспансии китайского капитала за рубежом, особенно в таких сферах, как высокие технологии, добыча критически важных минеральных ресурсов и инфраструктура.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):80-93
pages 80-93 views

Новая тарифная политика администрации Д. Трампа и американо-китайские отношения

Козлов В.О.

Аннотация

В 2025 году мир оказался в эпицентре глобальной торговой нестабильности. После возвращения Дональда Трампа на пост президента США в январе 2025 года администрация Белого дома объявила о масштабном введении тарифов на китайские товары, возродив противостояние, начатое в 2018 году. Тарифная война, развернувшаяся в первое президентство Д. Трампа, привела к заключению сделки, которую обе стороны так и не выполнили до конца. Начало второй каденции Д. Трампа показывает, что тарифная война с Китаем является одним из приоритетов американской администрации. Крупные пошлины, установленные против всей номенклатуры товаров из КНР, – одновременно призыв к диалогу с Пекином по новой сделке и свидетельство жёсткой антикитайской линии республиканской администрации. Противостояние США и Китая – центральный сюжет мировой политики второй четверти XXI века, так как от него зависит будущее глобальной экономики. Важно рассмотреть причины, ход событий и возможные последствия тарифной войны, которая угрожает переформатировать мировую экономику.
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):94-102
pages 94-102 views

Китайский фактор внешнеэкономических противоречий США и ЕС

Меньшикова А.М.

Аннотация

Противодействие Китаю имеет для Соединённых Штатов характер системного конфликта. Д. Трамп в свой второй президентский срок гораздо более провокационно и активно, чем это имело место при демократической администрации Д. Байдена, реализует закреплённый в действующей Стратегии национальной безопасности США 2022 года курс на активное сдерживание экономической, дипломатической, военной и технологической мощи Китая. КНР рассматривается как главный центр силы, реально способный опередить уже в нынешнем десятилетии Соединённые Штаты по общему объёму передовых технологий, лишив США статуса ведущей экономической силы современного мира. Позиция ЕС в отношении торгово-экономических связей с Китаем остаётся противоречивой. Принципиальное значение приобретает вопрос: в какой степени Евросоюз намерен продолжить играть вспомогательную роль лояльного союзника США в их системном противоборстве с Китаем или руководствоваться собственными интересами в новой конфигурации мировой экономики XXI века?
США & Канада: экономика, политика, культура. 2025;(7):103-110
pages 103-110 views