Новые возможности в лечении доброкачественной лимфоплазии кожи
- Авторы: Олисова О.Ю.1, Анпилогова Е.М.1
-
Учреждения:
- ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
- Выпуск: Том 23, № 1 (2020)
- Страницы: 17-22
- Раздел: КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ДЕРМАТОЗОВ
- Статья получена: 24.07.2020
- Статья одобрена: 24.07.2020
- Статья опубликована: 15.02.2020
- URL: https://rjsvd.com/1560-9588/article/view/41722
- DOI: https://doi.org/10.17816/dv2020117-22
- ID: 41722
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены результаты собственного исследования эффективности фотодинамической терапии у больных доброкачественной лимфоплазией кожи (ДЛК). В исследование были включены 5 больных с клинически и лабораторно подтвержденным диагнозом ДЛК. Эффективность лечения определяли по индексу модифицированной шкалы оценки тяжести поражения кожи (mSWAT). Сеансы фотодинамической терапии с длиной волны 665 ± 10 нм проводили по методике облучения 1 раз в нед с предварительным местным нанесением фотосенсибилизатора. Курс состоял из 4 ± 2 процедур. В результате проведенной терапии у 4 (80%) больных достигнута полная ремиссия (редукция mSWAT на 95–100%), у 1 (20%) больной – частичная ремиссия (редукция mSWAT на 63%). Проведенные исследования продемонстрировали высокую эффективность и безопасность фотодинами- ческой терапии в лечении доброкачественной лимфоплазии кожи.
Полный текст
Псевдолимфома кожи – реактивный дерматоз, возникающий в ответ на воздействие экзогенных или эндогенных факторов и характеризующийся гистологическим, а подчас и клиническим сходством со злокачественной лимфомой кожи, но отличающийся доброкачественным течением с тенденцией к спонтанному регрессу.
Несмотря на то, что изучение псевдолимфом кожи насчитывает почти полуторавековую историю, единой классификации данной патологии не разработано до сих пор, а ее новые варианты появляются почти каждый год. В зависимости от типа преобладающих в инфильтрате лимфоцитов выделяют Т- и В-клеточные псевдолимфомы кожи. В-клеточные псевдолимфомы кожи представлены, по сути, только одним заболеванием – доброкачественной лимфоплазией кожи (ДЛК) [1].
Развитию ДЛК чаще всего способствуют экзогенные факторы: например, длительное давление и трение (ношение очков), длительный контакт с металлами (украшения из золота, никеля), татуировки, перманентный макияж, инъекции лекарственных препаратов, травмы, укусы насекомых, пиявок, инфекционные агенты (Sarcoptes scabiei, Borrelia burgdorferi, Varicella zoster virus). В случаях когда идентифицировать провоцирующий фактор невозможно, говорят об идиопатической ДЛК. Заболевание встречается одинаково часто как у мужчин, так и у женщин в любом возрасте. Клиническая картина ДЛК представлена чаще одиночной папулой или одиночной бляшкой. Папулы, возникающие в результате укусов, ужаливаний и инвазий насекомых, могут иметь распространенный характер и сопровождаться зудом [1, 2].
Диагностика ДЛК основывается прежде всего на клинико-анамнестических данных (экзогенный провоцирующий фактор; существование в течение длительного времени – месяцы и годы – папул, бляшек или узлов без признаков генерализации, нередко спонтанный регресс высыпаний; отсутствие системных признаков) и данных лабораторных исследований [1]. Основными диагностическими критериями для верификации диагноза ДЛК считаются иммуногистохимическое выявление легких цепей иммуноглобулина κ и λ, а также поликлональность по перестройке тяжелых иммуноглобулиновых цепей с помощью полимеразной цепной реакции [1]. Тем не менее иногда встречаются случаи трансформации ДЛК в В-клеточную лимфому кожи [2], особенно в тех случаях, когда речь идет о постоянной ангигенной стимуляции, например красителем при татуаже.
Лечение ДЛК представляет определенные трудности. Вместе с тем на данный момент нет опубликованных официальных клинических рекомендаций. Реактивный характер заболевания обусловливает его регресс при устранении провоцирующего фактора, но найти его не всегда представляется возможным, что делает поиск эффективного и безопасного лечения ДЛК актуальной задачей. По данным литературы, список применяемых лекарственных средств обширен.
S. Tomar и соавт. [3] сообщают об успешном применении интерферона α-2b. Препарат вводили внутриочагово в дозе 1 млн ЕД 1 раз в 2 нед. Полный регресс высыпаний был достигнут через 4 нед.
Американские ученые из Университета Вандербильта [4] одними из первых опубликовали данные об эффективности гидроксихлорохина в дозе 400 мг в день. Уже через несколько дней применения бляшки в очаге поражения значительно уменьшились в размерах и уплостились.
Британские дерматологи описали эффективность местного применения 0,1% такролимуса у пожилой пациентки с давностью заболевания 15 лет. Незначительное улучшение было отмечено через 3 мес от начала лечения, а полный регресс высыпаний – через 8 мес [5].
Одним из самых эффективных методов лечения является внутриочаговое введение комбинированного препарата (дипроспан), включающего бетаметазона дипропионат и бетаметазона динатрий фосфат. Препарат вводят из расчета 0,5 мл/см2 с интервалом 1 нед. При распространенных высыпаниях проводят внутримышечные инъекции по 2 мл суспензии, также с недельным интервалом до полного регресса клинических проявлений. Обычно хватает 2–3 инъекций с суммарной дозой препарата 4–6 мл [1]. Однако в связи с частой встречаемостью стероидофобии, противопоказаний к назначению глюкокортикостероидных препаратов остаются пациенты, которым необходимы новые методы лечения.
Имеются единичные данные о лечении ДЛК биологическими препаратами. Сообщается об эффективности ритуксимаба (анти-CD20-моноклональное антитело) при введении в очаг лимфоплазии в дозе 10 мг/мл 1 раз в нед в течение 18 нед [6].
В случае когда медикаментозное лечение оказывается неэффективным, прибегают к более агрессивным методам – хирургическому иссечению, криохирургии [7]. Иногда излечение ДЛК наступает при иссечении солитарных образований во время взятия биопсийного материала [1].
В особо резистентных случаях, когда хирургическое лечение неприемлемо по эстетическим соображениям ввиду большой площади поражения или его локализации на видимых участках тела, назначают рентгенологическое облучение [8].
Интерес представляет лечение ДЛК методом фототерапии. Бразильские дерматологи [9] сообщают об эффективном сочетании ПУВА-терапии (от англ. psoralen and ultraviolet A – псорален и длинноволновое ультрафиолетовое излучение) и триамцинолона. Всего было проведено 13 сеансов ПУВА с суммарной дозой 58,65 Дж/см2 и выполнено 5 инъекций триамцинолона в дозе 40 мг/мл каждые 10–15 дней.
Отдельного внимания заслуживает фотодинамическая терапия (ФДТ), принцип действия которой основан на взаимодействии фотосенсибилизатора, света определенной волны и молекулярного кислорода.
В литературе имеются единичные публикации по применению ФДТ при ДЛК. K. Mikasa и соавт. [10] и Н. Takeda и соавт. [11] отметили значительное улучшение кожного процесса после ФДТ с аминолевулиновой кислотой. Этот результат подтвердили и американские дерматологи [12]. Опубликованных ранее работ по ФДТ ДЛК в России мы не нашли.
Приводим результаты собственного исследования.
Материал и методы
Под нашим наблюдением в клинике кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова находились 5 больных ДЛК (см. таблицу). Диагноз ДЛК устанавливали на основании анамнестических данных, клинической картины патологического процесса с учетом модифицированной шкалы оценки тяжести поражения кожи (modified Severity Weighted Assessment Tool, mSWAT); при необходимости – результатов морфологического исследования биопсии кожи; иммуногистохимического исследования с изучением экспрессии легких цепей иммуноглобулина.
Характеристика больных доброкачественной лимфоплазией кожи, получавших фотодинамическую терапию
Больные | Пол | Возраст, лет | Длительность доброкачественной лимфоплазии кожи, мес | Количество сеансов фотодинамической терапии | Клинический ответ |
Больная К. | Женский | 70 | 11,5 | 4 | Полная ремиссия |
Больная Р. | Женский | 46 | 6 | 2 | Полная ремиссия |
Больной М. | Мужской | 23 | 3 | 2 | Полная ремиссия |
Больная Л. | Женский | 71 | 8 | 3 | Полная ремиссия |
Больная С. | Женский | 78 | 91 | 6 | Частичная ремиссия |
Перед началом лечения все пациенты были обследованы: противопоказаний к проведению ФДТ (повышенная фоточувствительность, повышенная чувствительность к фотосенсибилизатору, системные заболевания в стадии декомпенсации, тяжелые психические расстройства, беременность) не выявлено.
В клинике больным проводили ФДТ с использованием диодной лампы серии «Латус-Т Маска» (ООО «Аткус», Россия) с длиной волны 665 ± 10 нм и фотосенсибилизатора хлорин Е6 по методике облучения очага поражения в течение 40 мин 1 раз в нед с предварительным аппликационным нанесением геля фотосенсибилизатора на 30 мин из расчета 1 мл геля на 2 см2.
Полная ремиссия подразумевала 100% исчезновение кожных проявлений, частичная ремиссия – снижение баллов по шкале mSWAT (не менее 50% по сравнению с исходным обследованием). Снижение показателя по шкале mSWAT менее 50% соответствовало стабилизации кожного процесса.
Результаты
Возраст больных ДЛК на момент начала лечения составил от 23 до 78 лет (средний возраст 57,6 года). Среди пациентов были 1 мужчина (20%) и 4 женщины (80%) с давностью заболевания от 3 до 91 мес. У 2 больных развитие ДЛК было вызвано предшествующей гирудотерапией, у 2 пациентов высыпания развились после перенесенной чесотки, у 1 больной установить провоцирующий фактор не удалось (идиопатическая ДЛК).
Клиническая картина была представлена немногочисленными четко очерченными полусферическими папулами розоватого цвета с синюшным оттенком размером от 0,5 до 0,8 см в диаметре, с гладкой поверхностью. В 4 наблюдениях, связанных с предшествующей гирудотерапией и перенесенной чесоткой, отмечался умеренный зуд.
У 4 из 5 пациентов диагноз был установлен клинико-анамнестически, в случае идиопатического процесса ДЛК была подтверждена по результатам гистологического исследования и выявления экспрессии κ и λ цепей иммуноглобулина иммуногистохимическим методом. Таким образом, диагноз ДЛК был верифицирован у всех участников исследования.
Курс лечения состоял из 4 ± 2 процедур. В результате проведенной терапии у 4 больных отмечена редукция индекса mSWAT на 95–100%, что соответствовало полной клинической ремиссии в виде регресса кожных высыпаний (см. таблицу, рис. 1–3). У 1 больной снижение индекса mSWAT составило 52%, что проявлялось уменьшением площади и яркости кожных проявлений, и было расценено как частичная ремиссия. Наиболее выраженный положительный эффект наблюдался у больных с давностью заболевания менее 1 года и установленным этиологическим фактором (в 4 из 5 случаев).
Рис. 1. Больная К., 70 лет (см. таблицу). Доброкачественная лимфоплазия кожи после гирудотерапии. а – до лечения; б – после 4 сеансов фотодинамической терапии.
Рис. 2. Больная Л., 71 год (см. таблицу). Доброкачественная лимфоплазия кожи, постскабиозная. а – до лечения; б – после 3 сеансов фотодинамической терапии.
Рис. 3. Клинический ответ у больных доброкачественной лимфоплазией кожи на фотодинамическую терапию (в %).
Все пациенты отметили хорошую переносимость терапии и отсутствие побочных эффектов. Достигнутое состояние полной ремиссии сохранялось в течение 8 мес наблюдения, больной с частичной ремиссией было рекомендовано провести дальнейшее исследование внутренних органов с целью выявления провоцирующего ДЛК фактора.
Обсуждение
Полученные нами результаты исследования эффективности и безопасности ФДТ при ДЛК согласуются с ранее опубликованными данными японских и американских дерматологов. Во всех описанных единичных клинических случаях полная ремиссия наступила после проведения 3–5 процедур ФДТ. Однако наши зарубежные коллеги в качестве фотосенсибилизатора использовали аминолевулиновую кислоту, которую наносили на очаг поражения как минимум на 4 ч. Кроме того, Н. Takeda и соавт. [11] проводили лечение металлогалогенной лампой с длиной волны 630 и 700 нм по методике облучения 1 раз в 2 нед, а в случае, описанном К. Mikasa и соавт. [10], источником излучения служил экси-мерный лазер c длиной волны 630 нм.
В настоящее время ФДТ широко применяется при ряде доброкачественных заболеваний кожи (акне, псориаз, вульгарные бородавки и др.), злокачественных опухолях кожи, а также в целях фотоомоложения. Механизм действия ФДТ основывается на взаимодействии фотосенсибилизатора, накопленного в очаге поражения, и света с длиной волны, соответствующей пику поглощения фотосенсибилизатора. Иррадиация света инициирует цитотоксические эффекты и оказывает прямое повреждающее воздействие на белки, липиды и другие молекулы в патологических клетках, что приводит к их гибели путем апоптоза и некроза. Локальное воздействие ФДТ запускает многочисленные системные воспалительные иммунные ответы, в том числе индукцию системной нейтрофилии, циркулирующих уровней комплементарных белков, белков острой фазы и системное высвобождение провоспалительных цитокинов – интерлейкинов (IL-1β, IL-2) и фактора некроза опухоли альфа (TNFα). Наряду с этим фибробластами секретируются матриксные металлопротеиназы 1-го и 3-го типов (MMP-1, MMP-3). Непрямое уничтожение патологических клеток возникает уже после сеанса ФДТ, когда вызванное облучением повреждение эндотелия сосудов приводит к гипоксии и аноксии. Дальнейшая активация тромбоцитов и высвобождение тромбоксана вызывают сужение и окклюзию сосудов, что приводит к ишемической смерти оставшихся патологических клеток [12].
Таким образом, на основании полученных данных можно утверждать, что ФДТ c использованием фотосенсибилизатора хлоринового ряда является эффективным и безопасным методом лечения ДЛК.
Об авторах
О. Ю. Олисова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: olisovaolga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2482-1754
доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой кожных и венерических болезней имени В.А. Рахманова
Россия, 119991, г. МоскваЕ. М. Анпилогова
ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
Email: olisovaolga@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9478-5838
Кафедра кожных и венерических болезней им. В.А. Рахманова института клинической медицины
Россия, 119991, г. МоскваСписок литературы
- Олисова О.Ю., Потекаев Н.С. Псевдолимфомы кожи (этиология, клиника диагностика и лечение). Методические рекомендации. М.: Медицинский центр Управления делами Президента Российской Федерации; 2002.
- Nihal M., Mikkola D., Horvath N., Gilliam A., Stevens S., Spiro T., et al. Cutaneous lymphoid hyperplasia: a lymphoproliferative continuum with lymphomatous potential. Hum. Pathol. 2003; 34(6):617-22. doi: 10.1016/s0046-8177(03)00075-3.
- Tomar S., Stoll H., Grassi M., Cheney R. Treatment of cutaneous pseudolymphoma with interferon alfa-2b. J. Am. Acad. Dermatol. 2009; 60(1):172-4. doi: 10.1016/j.jaad.2008.07.052.
- Stoll D. Treatment of cutaneous pseudolymphoma with hydroxychloroquine. J. Am. Acad. Dermatol. 1983; 8(5): 696-9.
- El-Dars L., Statham B., Blackford S., Williams N. Lymphocytoma cutis treated with topical tacrolimus. Clin. Exp. Dermatol. 2005; 30(3):305-7.
- Martin S., Duvic M. Treatment of cutaneous lymphoid hyperplasia with the monoclonal anti-CD20 antibody rituximab. Clin. Lymphoma Myeloma Leuk. 2011; 11(3):286-8. doi: 10.1016/j.clml.2011.03.017.
- Dionyssopoulos A., Mandekou-Lefaki I., Delli F., Kourtis D., Nikolis A., Dionyssopoulou E. T- and B-cutaneous pseudolymphomas treated by surgical excision and immediate reconstruction. Dermatol. Surg. 2006; 32(12):1526-9.
- Taylor R., Fortney J., Pollack R., Metcalf J., Jenrette J. Radiation therapy for B-cell cutaneous lymphoid hyperplasia. Jpn. J. Radiol. 2010; 28(5):385-7. doi: 10.1007/s11604-010-0439-8
- Oliveira E., Badiale G., Moraes M. Lymphocytoma cutis: Case report. An Bras. Dermatol. 2013; 88(6, Suppl. 1):128-31. doi: 10.1590/abd1806-4841.20132320.
- Mikasa K., Watanabe D., Kondo C., Tamada Y., Matsumoto Y. Topical 5-aminolevulinic acid-based photodynamic therapy for the treatment of a patient with cutaneous pseudolymphoma. J. Am. Acad. Dermatol. 2005; 53(5):911-2.
- Takeda H., Kaneko T., Harada K., Matsuzaki Y., Nakano H., Hanada K. Successful treatment of lymphadenosis benigna cutis with topical photodynamic therapy with delta-aminolevulinic acid. Dermatology. 2005; 211(3):264-6.
- O’Neill J., Fien S., Zeitouni N. ALA-PDT for the treatment of cutaneous pseudolymphoma: a case report. J. Drugs. Dermatol. 2010; 9(6):688-9.
Дополнительные файлы
