Базально-клеточный рак кожи: современные клинико-диагностические особенности и роль ранней диагностики
- Авторы: Тарасенко Г.Н.1,2, Коленько Н.Г.3,4, Тарасенко Ю.Г.4
-
Учреждения:
- ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Минобороны России
- ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
- ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
- АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
- Выпуск: Том 23, № 1 (2020)
- Страницы: 12-16
- Раздел: ДЕРМАТООНКОЛОГИЯ
- Статья получена: 24.07.2020
- Статья одобрена: 24.07.2020
- Статья опубликована: 15.02.2020
- URL: https://rjsvd.com/1560-9588/article/view/41721
- DOI: https://doi.org/10.17816/dv2020112-16
- ID: 41721
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Ведущей локализацией в общей структуре онкологической заболеваемости в России у мужчин и женщин является кожа (12,6%). Базально-клеточный рак кожи – наиболее распространенная немеланоцитарная злокачественная эпителиальная опухоль кожи. Одной из основных задач современной медицины остается выявление опухолей кожи на ранних стадиях, что позволяет радикально излечивать эти заболевания. Осмотр пациента врачом-дерматологом необходимо дополнять неинвазивными методами диагностики.
Ключевые слова
Полный текст
Злокачественные новообразования кожи занимают первое место в структуре онкологической заболеваемости в Российской Федерации и по темпам прироста имеют лидирующие позиции наряду со злокачественными опухолями легких и молочных желез. В России ведущей локализацией в общей структуре онкологической заболеваемости у мужчин и женщин является кожа (12,6%). В структуре заболеваемости злокачественными образованиями среди мужского населения России рак кожи находится на третьем месте после опухолей трахеи, бронхов, легкого и предстательной железы и составляет 10,3%, а среди женщин (14,6%) – на втором месте после опухолей молочной железы [1, 2].
Базально-клеточный рак кожи (БКРК) (син.: базалиома, базально-клеточная карцинома) впервые как нозологическая единица был описан A. Jacob в 1927 г. [3]. Это наиболее распространенная немеланоцитарная злокачественная эпителиальная опухоль кожи, состоящая из базалоидных клеток, характеризующаяся местнодеструирующим ростом и редким метастазированием, менее чем в 0,5% случаев. Считают, что метастазирование происходит через 9–19 лет с момента возникновения опухоли [4]. Наиболее неблагоприятным прогностическим фактором метастазирования является гигантский размер опухоли [5, 6], иногда более 30 см [7]. Так, при размере до 3 см риск не превышает 1–2%, при более 5 см – возрастает до 25%, а если диаметр более 10 см, то риск метастазирования составляет около 50% и выше [8]. Гораздо чаще, в отличие от метастазирования, базалиомы рецидивируют. Частота рецидивов после хирургического лечения колеблется от 2 до 41% и зависит от размера и формы опухоли, ее локализации [9–11]. По нашим наблюдениям [7], метастазирование может наблюдаться в кости черепа с его деструкцией и пульсацией твердой мозговой оболочки, а также метастазами в ребра, правое бедро, грудной и поясничный отдел позвоночника.
В 80% случаев поражаются кожа лица и шеи. У 10–20% больных отмечаются множественные очаги базалиомы кожи [12]. По данным А.М. Вихерта и соавт. [13], локализация на волосистой части головы может достигать 94%.
По данным литературы, единого этиологического фактора для развития немеланомных опухолей кожи не существует [14]. Самым значимым фактором риска считают воздействие на кожу ультрафиолетового излучения, особенно длительная инсоляция. Наиболее частая локализация базалиом – лицо, волосистая часть головы, шея, верхняя половина туловища [15–18]. В 82,9% случаев очаги поражения кожи при БКРК локализуются на открытых участках кожных покровов, в 17,1% – на закрытых [12].
БКРК может возникать как на внешне неизмененной коже, так и на фоне предшествующих факультативных и облигатных предраковых дерматозов; как правило, встречается у лиц пожилого и старческого возраста, преимущественно старше 50 лет (на их долю приходится до 72–78%). Среднестатистический возраст пациентов составляет в среднем 64,4 года [11, 19]. Однако описываются отдельные случаи возникновения базалиом у молодых (2,5% у лиц моложе 40 лет) [20]. Известно также, что БКРК чаще развивается и протекает более агрессивно у иммуносупрессивных больных (лимфопролиферативные заболевания, СПИД, реципиенты трансплантата внутренних органов) [12].
По Международной классификации болезней 10-го пересмотра [21] «другие злокачественные новообразования кожи» (C44) кодируются:
C44.0 Рак губы;
C44.1 Рак кожи века, включая спайку век;
C44.2 Рак кожи уха и наружного слухового прохода;
C44.3 Рак кожи других и неуточненных частей лица;
C44.4 Рак кожи волосистой части головы и шеи;
C44.5 Рак кожи туловища (включая кожу перианальной области, кожу ануса и пограничную зону, кожу грудной железы;
C44.6 Рак кожи верхней конечности, включая область плечевого сустава;
C44.7 Рак кожи нижней конечности, включая область тазобедренного сустава;
C44.8 Рак кожи, выходящий за пределы одной и более вышеуказанных локализаций;
C44.9 Рак кожи неуточненный.
Согласно новой Международной классификации опухолей ВОЗ от 2018 г. [22], базалиому относят к истинному раку, поскольку она обладает неудержимым ростом с инфильтрацией и деструкцией подлежащих тканей и склонностью к рецидивированию, и классифицируют следующим образом:
- Рак базально-клеточный 8090/3:
- Рак базально-клеточный узловой 8097/3;
- Рак базально-клеточный поверхностный 8091/3;
- Рак базально-клеточный микроузелковый 8097/3;
- Рак базально-клеточный инфильтрирующий 8092/3;
- Рак базально-клеточный склерозирующий, морфеаподобный 8092/3;
- Рак базально-плоскоклеточный, метатипический 8094/3;
- Рак базально-клеточный пигментный 8090/3;
- Рак базально-клеточный с саркоматоидной дифференцировкой 8092/3;
- Рак базально-клеточный с придатковой дифференцировкой 8090/3;
- Рак базально-клеточный фиброэпителиальный Пинкуса 8093/3.
БКРК развивается с одиночной полушаровидной папулы диаметром 2–5 мм плотноватой консистенции, четко отграниченной, застойно-розового цвета с перламутровым оттенком. Поверхность ее гладкая, восковидно-блестящая, покрыта телеангиэктазиями. Субъективные жалобы отсутствуют. Медленный серпигинирующий рост узелка в течение месяцев и даже лет приводит к формированию розеткообразной бляшки, размеры которой чаще не превышают 2–3 см в диаметре. По периферии опухолевого очага образуется валик, состоящий из мелких узелков (зона роста базалиомы), а центральная часть изъязвляется. Образовавшаяся язва покрывается кровянистой корочкой. После эпителизации очага остается белесоватый участок рубцовой атрофии с просвечивающимися сосудами на поверхности. При малейшей травматизации он легко кровоточит и вновь подвергается изъязвлению [23, 24].
Наиболее часто встречаемой клинической формой БКРK лица у взрослых людей является узловато- язвенная, которая выявляется в 38,3% случаев [19].
Приводим пример наблюдения узловато-язвенной базалиомы.
Пациент М., 78 лет, осмотрен дерматологом по поводу жалоб на наличие узлового образования в левой височной области. При осмотре выявлен узел более 1 см в диаметре, розового цвета, неправильной формы. Небольшое изъязвление (в верхней левой части образования), покрытое корочкой с явлениями шелушения (см. рисунок, а). Проведена дерматоскопия.
Больной М., 78 лет. Узловато-язвенная базалиома височной области слева. а – клиническая картина узелково-язвенной базалиомы; б – дерматоскопическая картина образования.
Дерматоскопическая картина (см. рисунок, б) – мягкое, легко смещающееся образование под дерматоскопом. На образовании имеются небольшая эрозия и чешуйка, единичные мелкие сосуды. Пигментной сетки, точек и глобул в образовании не выявлено.
Пациенту проведено удаление образования лазером. Рана зажила первичным натяжением без признаков воспаления. На месте удаления – нежный, розовый рубчик.
Одной из основных задач современной медицины остается выявление опухолей кожи на ранних стадиях, что позволяет радикально излечивать эти заболевания. Учитывая социальную и медицинскую значимость данной патологии, необходимо уделять внимание как профилактике, так и мероприятиям, направленным на раннюю диагностику рака кожи [25, 26].
Российские исследователи рекомендуют пациентам с целью ранней диагностики повторных опухолей кожи следующий режим обследования у врача-дерматолога: при наличии единичных очагов рака кожи – 1 раз в 3 мес в течение первых двух лет наблюдения, далее – 1 раз в год в течение 10 лет. После излечения множественных очагов рака кожи частота осмотра должна составлять 1 раз в 3 мес впервые 5 лет, затем 1 раз в 6 мес пожизненно [27].
По данным зарубежной литературы, мониторинг в течение первых двух лет после перенесенного рака кожи является наиболее важным и рекомендован каждые 6–12 мес, далее целесообразно снижение частоты обследования [15].
Осмотр пациента врачом-дерматологом необходимо дополнять неинвазивными методами диагностики – дерматоскопией, ультразвуковым исследованием. Наблюдение таких пациентов значительно облегчается при использовании автоматизированных систем для фиксации клинических и дерматоскопических изображений новообразований [24, 28].
Использование дополнительных методов диагностики, таких как оптическая когерентная томография и гистология, может значительно улучшить диагностику БКРК по сравнению с клинической оценкой и дермоскопией [29].
Проблема онкологических заболеваний остается приоритетной для современного общества. Исследования в области онкологии относятся к числу наиболее актуальных и важных проблем современности. Анализ мировых и российских тенденций заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований показывает, что главными факторами снижения смертности являются скрининг и раннее выявление, а также своевременное лечение [30].
Таким образом, клинико-диагностические особенности играют важную роль в ранней диагностике, своевременном лечении, а также предотвращении метастазирования и рецидивов БКРК.
Об авторах
Г. Н. Тарасенко
ФГБУ «3 Центральный военный клинический госпиталь имени А.А. Вишневского» Минобороны России; ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования»
Автор, ответственный за переписку.
Email: drtarasenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6504-4782
Scopus Author ID: 7003835041
Россия, 143420, Московская область, г. Красногорск; 125993, г. Москва
Н. Г. Коленько
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»; АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
Email: drtarasenko@yandex.ru
Россия, 117198, г. Москва; 123242, г. Москва
Ю. Г. Тарасенко
АО «Медси 2», Клинико-диагностический центр «Медси на Красной Пресне»
Email: drtarasenko@yandex.ru
Россия, 123242, г. Москва
Список литературы
- Каприна А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В., ред. Злокачественные новообразования в России в 2017 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ НМИЦ радиологии Минздрава России; 2018.
- Каприна А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В., ред. Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена – филиал ФГБУ НМИЦ радиологии Минздрава России; 2019.
- Скрипкин Ю.К., ред. Кожные и венерические болезни: Руководство для врачей. М.: Медицина; 1996. т. 3.
- Молочков В.А., Снарская Е.С. К вопросу о метостазировании базально-клеточного и метатипического рака кожи. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2003; 6(1): 9-11.
- Юцковский А.Д., Федорова Е.Б., Мельник Э.Н. Случай педжетоидной базалиомы. Российский журнал кожных и венерических болезней. 1998; 1(4): 21-2.
- Handa Y. Kato Y., Ishikawa H., Tomita Y. Giant superficial basal cell carcinoma of the scrotum. Eur. J. Dermatol. 2005; 15(3): 186-8.
- Тарасенко Г.Н., Максимов В.М., Аванесян А.Р., Бобров М.А., Кузьмина Ю.В. Гигантская базалиома метатипического типа волосистой части головы с деструкцией костей черепа и метастазами. Российский журнал кожных и венерических болезней. 2008; 11(2): 4-7.
- Snow S.N., Sahl W.J., Lo J.S., Mohs F.E., Warner T., Dekkinga J.A., Feyzi J. Metastatic basal cell carcinoma: report of 5 cases. Cancer. 1994; 73(2):328-35.
- Снарская Е.С., Молочков В.А. Базалиома. М.: Практическая медицина; 2018.
- Heppt M., von Braunmuhl T., Berking C. What is new in basal cell carcinoma? Hautarzt. 2016; 67(11):876-83.
- Титов К.С., Михеева О.Ю., Краcноруцкий А.В. Злокачественные эпителиальные опухоли кожи. Методические рекомендации. М.: ГБУЗ МКНЦ им. А.С. Логинова; 2018.
- Ежова М.Н., Снарская Е.С. Базалиома кожи. Особенности клинической картины и лечение. Пособие для врачей. М.: Бином; 2003.
- Вихерт А.М., Галил-оглы Г.А., Порошин К.К. Атлас диагностических биопсий кожи. М.: Медицина; 1973.
- Рак кожи базально-клеточный и плоскоклеточный. Клинические рекомендации. М.: Минздрав РФ; 2017. [Доступно на https://oncology-association.ru/docs/rak-kozhi-bazalnokletochnyj-i-ploskokletochnyj.pdf. Ссылка активна на 12.02.2020].
- Bichakjian C.K., Olencki T., Aasi S.Z., Alam M., Andersen J.S., Berg D., et al. Basal cell skin cancer. Version 1.2016. NCCN Clinical Practice Guidelines in Oncology. J. Natl. Comp. Canc. Netw. 2016; 14(5): 574-97.
- Kasumagic-Halilovic E., Hasic M., Ovcina-Kurtovic N. A clinical study of basal cell carcinoma. Med. Arch. 2019; 73(6):394-8.
- Devine C., Srinivasan B., Sayan A., Ilankovan V. Epidemiology of basal cell carcinoma: a 10-year comparative study. Br. J. Oral Maxillofac. Surg. 2018; 56(2):101-6.
- Jones O.T., Ranmuthu C.K., Hall P.N., Funston G., Walter F.M. Recognising skin cancer in primary care. Adv. Ther. 2020; 37(1):603-16.
- Балахонов С.И., Иорданишвили А.К., Черныш В.Ф., Рыжак Г.А, Дьяконов М.М. Возрастные особенности клинического течения базально-клеточного рака кожи лица. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». 2014; (4):35-9.
- Garcias-Ladaria J., Morales-Morato F.J., Cuadrado Roson M., Rocamora V. Basal cell carcinoma in young adults. Actas Dermosifiliogr. 2017; 108(4):376-7.
- International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems 10th Revision. [Доступно по: http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2016/en. Ссылка активна на 31.02.2020].
- Elder D.E., Massi D., Scolyer R., Willemze R., eds. WHO classification of skin tumors. 4th ed. Lyon: IARC; 2018. vol. 11.
- Курдина М.И., ред. Клинические рекомендации для врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Кожные болезни. М.: Медицина; 2008.
- Cameron M.C., Lee E., Hibler B.P., Barker C.A., Mori S., Cordova M., et al. Basal cell carcinoma: Epidemiology; pathophysiology; clinical and histological subtypes; and disease associations. J. Am. Acad. Dermatol. 2019; 80(2):303-17.
- Модестов А.А., Семёнов Э.В., Зуков Р.А., Слепов Е.В., Еремина Е.Н., Гаас Е.Н. Новые подходы к организации скрининга злокачественных новообразований кожи. Сибирский онкологический журнал. 2017; 16(2):61-5.
- Hoorens I., Vossaert K., Ongenae K., Brochez L. Is early detection of basal cell carcinoma worthwhile? Systematic review based on the WHO criteria for screening. Br. J. Dermatol. 2016; 174(6):1258-65.
- Курдина М.И., Виноградова Н.Н., Коленько Н.Г., Заев С.Н. Опухоли кожи и первично-множественные злокачественные новообразования. Клиническая медицина. 2009; 87(2):60-4..
- Краюшкин П.В. Возможности искусственного интеллекта в диагностике онкологических заболеваний кожи. Косметика и медицина. 2018; (3):90-9.
- Ahlgrimm-Siess V., Laimer M., Rabinovitz H.S., Oliviero M., Hofmann-Wellenhof R., Marghoob A.A., Scope A. Confocal microscopy in skin cancer. Curr. Dermatol. Rep. 2018; 7(2):105-18.
- Голивец Т.П., Коваленко Б.С. Анализ мировых и российских тенденций онкологической заболеваемости в XXI веке. Научный результат. Серия «Медицина и фармация». 2015;1(4):125-31. [Доступно по: http://rrmedicine.ru/journal/article/502/. Ссылка активна на 12.02.2020].
Дополнительные файлы
